Культура речи дошкольника

 

  КУЛЬТУРА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРАХ.

 

* «Сравни кукол».

Цель:  учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребёнок даёт куклам имена (Катя и Таня) и говорит: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати – тёмные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати – чёрные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда».

- Куклы захотели поиграть, они взяли … (мячики). Этот мячик ... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик … (большой, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.).

- Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.).

 

* «Сравни медвежат».

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть двух медвежат разного цвета и размера.

- Кто это? (Медвежата.) Чем они отличаются друг от друга? (Один медведь большой и чёрный. Другой – маленький и коричневый.).

- Какое имя можно дать чёрному медвежонку по цвету? (Черныш.) Что любит делать Черныш? (рычать, есть малину и мёд, бегать).

- Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, какой он маленький? (Малыш).

 

* «Сравни зверят».

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Ещё какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая). Что любит мишка? (Мёд, малину). А мышка любит … (сыр, сухарики).

- Лапы у мишки толстые, а у мышки … (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка пищит … (тоненьким голоском). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки … (короткий).

Аналогично можно сравнивать и других животных – лису и зайца, волка и медведя.

 

* «Кто лучше похвалит?».

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Взрослый берёт себе игрушечного медведя, а ребёнку даёт зайца. Ребёнку нужно описывать свою игрушку по образцу, заданному взрослым.

Взрослый. У меня медведь.

Ребёнок. А у меня заяц.

Взрослый. У медведя коричневая шубка.

Ребёнок. А у зайца белая.

Взрослый. У медведя маленькие круглые ушки.

Ребёнок. А у зайца уши длинные.

 

* «Куклы рисуют и гуляют».

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

 

Первая часть.

В гости к ребёнку приходят две куклы: большая и маленькая. Взрослый говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмёт длинный карандаш, а маленькая … (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая … (маленький).

Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко).

 

Вторая часть.

- Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошёл сильный дождь. Они спрятались под ёлочку. Большая кукла спряталась под высокой ёлкой, а маленькая .. (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая .. (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом … (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получиться? (Тёплая, прохладная). Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы – высокая, у маленькой – низкая, у большой куклы – широкая, у маленькой – узкая).

 

* «Назови одним словом».

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

- Вспомни, где у нас спали куклы, на чём? (На кровати). Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб). На чём они сидят? (На стульях).

- Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф .. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) Какая мебель у тебя в комнате?

- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и весит? Продолжи: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются … (одеждой). Какая одежда надета на тебе?

- Сели куклы за стол. А там стоят …тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? Кашу? (Из глубокой и мелкой тарелок).

- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки). Какие игрушки ты можешь назвать?

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения