Зачем нужен логопед
в детском саду?
Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи.
Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель интеллектуального и психического развития. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима полноценная и грамотная речь. Поэтому, от того, насколько успешно и своевременно будут откорректированы звукопроизносительная, лексико-грамматическая и связная стороны речи в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Функции учителя-логопеда:
· проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;
· планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;
· осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов
Что развивает и корректирует логопед?
· понимание речи;
· звукопроизношение;
· лексико-грамматический строй речи;
· связную речь;
· активизацию речевой деятельности;
· психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
· мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму).
Чем пользуется логопед?
• массажными техниками;
• компьютерными технологиями. современными методическими и дидактическими пособиями;
• картинным материалом;
• дидактическими играми по постановке, автоматизации и дифференциации звуков;
• лексико-грамматическими упражнениями;
• игрушками.
Кто в группе риска?
Внутренние (эндогенные) причины:
• дети, рожденные от неблагоприятной беременности: отягощенная наследственность, болезни, вредные привычки, токсикозы, психические и социальные нагрузки матери, гипоксия плода;
• неблагоприятное течение и исход родов: затяжные/стремительные, ягодичное предлежание, обвитие пуповиной, родовая травма.
Внешние (экзогенные) причины:
• негативное речевое окружение в семье.
• отрицательное эмоциональное окружение;
• психические травмы (психотравмирующая ситуация);
• нервно-психические расстройства;
• недоношенность;
• физическая ослабленность организма;
• частые заболевания.
Этапы коррекционной работы:
• диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;
• подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов;
• коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.
Сроки коррекционной работы зависят:
• индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;
• уровня развития психических процессов;
• регулярности посещения занятий;
• участия родителей в коррекционном процессе;
• степени сложности речевого нарушения.
Леванькова М.Ю,
учитель-логопед МБДОУ № 24 «Ручеек»

